ТЕХНИКС - перевозка автоцистернами > Новости компании > Тахографы в России

Тахографы в России

Поделись интересным!

ВНИМАНИЕ!!!

С 1 апреля 2014 года за отсутствие тахографа на автотранспорте в России введены штрафы!!!

Приказ Минтранса №36 в части технического регулирования (наличия блока криптозащиты СКЗИ) носит ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ характер!

 тахографы

Российская Федерация

 На 1 апреля 2014 года.

 

На каком транспорте и когда:

все транспортные средства, предназначенные для перевозки опасных грузов, максимальной массой свыше 3,5 тонн — до 1 апреля 2014 года;

все автобусы, имеющие помимо места водителя более 8 (восьми) мест для сидения пассажиров — до 1 июля 2014 года;

грузовые автомобили, максимальной массой более 15 тонн, предназначенные (внимание!!! не используемые!) для
междугородней перевозки грузов — до 1 июля 2014 года;

остальные грузовые автомобили, маскимальной массой более 15 тонн — до 1 сентября 2014;

грузовые автомобили с максимальной массой от 3,5 тонн, но не более 12 тонн — до 1 апреля 2015 года;

Какой тахограф ставить:

 На территории России основным обязывающим наличие тахографа на колесном транспорте документом является Федеральный закон №196 «О безопасности дорожного движения» с внесенными изменениями от 14.06.12г. В частности статья 20 пункт 1:

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны: … оснащать транспортные средства техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств (далее — тахографы). Требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, порядок оснащения транспортных средств тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Вместе с тем, в соответствии со ст. 5 этого же Федерального закона, его положения реализуются путем:

разработки и утверждения в установленном порядке законодательных, иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения: технических регламентов, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов.

Правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения к любой продукции обязательных требований, таких как разработка, проектирование (включая изыскания), производство, монтаж, наладка, эксплуатация, хранение, перевозка, реализация и утилизация, называется Техническим регулированием. «Вершиной» законодательства в области технического регулирования является Федеральный закон № 184 от 27.12.2002 «О техническом регулировании» со всеми последними изменениями. Обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции и процессам ее проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации) устанавливает документ под названием Технический регламент (статья 2 ФЗ-184 от 27.12.2002 «О техническом регулировании» с последними изменениями). Таким образом, обязательные технические характеристики тахографа, как продукции и автокомпонента, а также требования к его соответствию законодательной базе РФ определятся Техническим регламентом о безопасности колесных транспортных средств (утвержденным Постановлением Правительства №720 от 10.09.2009 года).

Также необходимо отметить статью 4 пункт 5 ФЗ №184 «О техническом регулировании»:

Если международным договором Российской Федерации в сфере технического регулирования установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора, а в случаях, если из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта, применяются правила международного договора и принятое на его основе законодательство Российской Федерации.

В случае тахографии, такое международное соглашение есть – это ЕСТР. Оно было ратифицировано 31.08.1978 года и обязательно для исполнения Российской Федерацией. В этом соглашении предъявляются и технические требования к тахографам, используемым на колесном транспорте. Оставаясь членом соглашения, Российская Федерация подтверждает, что требования ЕСТР являются достаточным условием для обеспечения безопасности дорожного движения и контроля за режимами труда и отдыха водителей на своей территории. Таким образом, тахограф, допущенный к эксплуатации на колесном транспорте на территории РФ, по своим техническим характеристикам, должен соответствовать требованию Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств (утвержденным Постановлением Правительства №720 от 10.09.2009 года), в частности Приложению №9 пункт 65, а также требованиям международного соглашения ЕСТР. Соответствие тахографа Техническому регламенту о безопасности колесных транспортных средств (утвержденным Постановлением Правительства №720 от 10.09.2009 года) подтверждается Сертификатом (статья 20-22 ФЗ-184).

Во исполнение Федерального закона №196 «О безопасности дорожного движения», в частности статьи 20, Правительством РФ вынесено Постановление № 1213 от 23.11.2012 года:

требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, правила их использования, обслуживания и контроля их работы утверждаются Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой безопасности Российской Федерации и Министерством внутренних дел Российской Федерации; порядок оснащения транспортных средств тахографами устанавливается Министерством транспорта Российской Федерации.

На основании этого, Минтранс издает приказ №36 от 13 февраля 2013 года, в котором установлены категории и виды транспортных средств, оснащаемых тахографами, закреплены правила использования тахографов, утверждены правила обслуживания тахографов, установлены правила контроля работы тахографов, а также ряд технических требований к тахографам, одним из которых является наличие в тахографах блока криптозащиты СКЗИ. Так же, Минтранс Приказом №273 от 21.08.2013 вносит Порядок оснащения транспортных средств тахографами, который также устанавливает категории и виды транспортных средств, подлежащих оборудованию тахографами, и сроки оснащения транспорта тахографами. Исходя из статьи 4 пункта 3 ФЗ-184 от 27.12.2002 «О техническом регулировании», а именно:

Федеральные органы исполнительной власти вправе издавать в сфере технического регулирования акты только рекомендательного характера,

следует, что технические требования к тахографу предъявляемые в приказах Минтранса №36 от 13 февраля 2013 года №273 от 21.08.2013, в частности, требования о наличие в нем блока криптозащиты СКЗИ, носят исключительно рекомендательный характер и не обязательны к исполнению. Таким образом, на данный момент допускается установка и эксплуатация без ограничения срока на транспортных средствах тахографов, соответствующих требованию Техническому регламенту о безопасности колесных транспортных средств и Международным соглашениям одновременно. К таким тахографам относятся тахографы международного образца, соответствующие требованиям ЕСТР (такими тахографами оборудовано подавляющее количество европейской колесной техники). Использование и установка тахографов с блоком криптозащиты СКЗИ носит добровольный характер, однако стоит заметить, это сопряжено с большими трудностями и не малыми финансовыми затратами в течении всего срока эксплуатации тахографа с СКЗИ.

ИТОГ: Установка тахографа с СКЗИ носит исключительно рекомендательный характер. То есть. Наличие тахографа с СКЗИ определяется Приказом Минтранса № 36, а именно той его частью, где устанавливаются технические требования к тахографу. Федеральный закон №184 от 27.12.2002 О техническом регулировании закрепляет норму о том, что технические требования к автокомпонентам, коим является тахограф, могут предъявляться только техническими регламентами. В данном случае это Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств (ПП-720), в котором о СКЗИ нет ни слова. Статья 4 пункт 3 ФЗ № 184 прямо указывает, на то, что нормативные акты (приказ №36) изданные федеральным органом исполнительной власти (Минтрансом РФ) в области технического регулирования (наличие в тахографе СКЗИ) имеет исключительно рекомендательный характер. Так же, этот же закон (ФЗ-184) статьей 4 пунктом 5 закрепляет норму о использовании в первоочередном порядке международных соглашений касающихся вопросов техрегулирования. В ситуации с тахографами такие соглашения есть. Одно из них это соглашение ЕСТР. Таким образом обязательными техническими требованиями к тахографу являются требования Технического регламента (ПП-720), в контексте с Международным соглашением ЕСТР, а приказ Минтранса № 36 (в части, касающейся технических требований к тахографы, а именно наличие в нем блока криптозащиты СКЗИ) носит рекомендательный характер.

ВНИМАНИЕ!!! Тахографы, соответствующие требованиям ЕСТР и имеющие сертификат соответствия Техническому регламенту о безопасности колесных транспортных средств, установленные на транспортные средства НЕ подлежат замене, и разрешены к использованию на общих основаниях до утилизации транспортного средсва.

Исключение, тахограф не надо ставить на:

 — автобусов, имеющие помимо места водителя более 8 (восьми) мест для сидения пассажиров, осуществляющих городские и пригородные регулярные перевозки в соответствии Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 г. N 1126;

— пассажирских и грузовых троллейбусов;

— автобетононасосов;

— автобетоносмесителей;

— автогудронаторов;

— автокранов и транспортных средств, оснащенных кранами-манипуляторами;

— автомобилей скорой медицинской помощи;

— автоэвакуаторов;

— пожарных автомобилей;

— транспортных средств для коммунального хозяйства и содержания дорог;

— транспортных средств для обслуживания нефтяных и газовых скважин;

— транспортных средств для перевозки денежной выручки и ценных грузов;

— транспортных средств, оснащенных подъемниками с рабочими платформами;

— медицинских комплексов на шасси транспортных средств;

— автолавок;

— автобусов для ритуальных услуг;

— автомобилей-домов;

— бронированных транспортных средств;

— самоходных сельскохозяйственных машин;

— передвижных лабораторий и мастерских;

— передвижных репортажных телевизионных студий;

— транспортных средств, зарегистрированных военными автомобильными инспекциями или автомобильными службами федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба;

— транспортных средств органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;

— транспортных средств, зарегистрированных органами, осуществляющими государственный надзор за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники, транспортных средств, включенных в перечень видов и категорий колесных транспортных средств, с года выпуска которых прошло 30 и более лет, которые не предназначены для коммерческих перевозок пассажиров и грузов, имеют оригинальный двигатель, кузов и раму (при наличии), сохранены или отреставрированы до оригинального состояния, и в отношении которых утилизационный сбор не уплачивается, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2012 г. N870 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств.

 Административная ответственность (штрафы)

 

На территории России основным регламентирующим наличие тахографа на колесном транспорте документом является Федеральный закон №196 «О безопасности дорожного движения» с внесенными изменениями от 14.06.12г. В частности суть этого документа сводиться к следующему:

Все юридические лица и частные предприниматели, использующие автомобильный транспорт, обязаны с 1 апреля 2013 года установить на них цифровые тахографы (устройства контроля режима труда и отдыха). Установленные до 1 апреля 2013 года аналоговые (с бумажной «шайбой») тахографы, закон демонтировать или менять на цифровые не обязывает. Также, ФЗ-№78 (статья 7) вносит изменения в Административный кодекс (статья 11.23), т.е. назначает наказание за:

— отсутствие (а равно за неисправный или наличие неустановленного образца) тахографа на автомобиле или автобусе в размере от 1000 руб. до 3000 руб. на водителя, или на должностных лиц от 5000 руб. до 10000 руб.;

— нарушение водителем режима труда и отдыха в размере от 1000 руб. до 3000 руб. на водителя.

Но необходимо отметить, что действие статьи 11.23 Административного кодекса РФ приостановлено, и вновь вступит в силу  с 01 апреля 2014 года (ФЗ 193 от 23.07.2013г).

Так же никто не отменял пункт 7.4 «Перечня неисправностей, при которых запрещена эксплуатация автомобилей», где за неисправный тахограф грозит штраф и запрет (снятие гос. номера) на эксплуатацию транспортного средства, а для транспорта, перевозящего опасные грузы — помещение на штрафстоянку (ст 27.13 Административного Кодекас РФ)

Напоминаем, что компетентным органом в вопросах использования, установки и обслуживания тахографов на территории Российской Федерации является Минтранс России.

Обращаем внимание, на то что, режим труда и отдыха водителя автомобиля регламентирует Приказ Минтранса №15 от 20.08.2004 года.

Также необходимо помнить о ежегодном приказе Минздравсоцразвития, благодаря которому затраты на установку тахографа можно компенсировать за счет социального налога.

Европейский Союз

В Европе все просто. Для всех коммерческих автомобилей, которые пытаются пересечь границу Евросоюза наличие и использование тахографа обязательно. Автомобили, поставленные на учет в стране приписки после 16 июня 2011 года обязаны быть оснащены цифровым тахографом. У водителя автомобиля, который пересекает границу Евросоюза и оснащенном аналоговым тахографом должны быть при себе «шайбы» за последние 7 суток, а также «шайба» в тахографе. Если же при тех же условиях, автомобиль оборудован цифровым тахографом, то водитель должен иметь электронную карту водителя, установленную в тахограф, с которой один раз в 29 дней должна сниматься информация. С цифрового таографа информация снимается один раз в 90 дней. Вся снимаемая информация с цифровых тахографов должна храница в течении 5 лет в компании, которой принадлежит автомобиль. Все вышеизложеное закреплено законодательно в ниже приведенных документах.

THE BEST об автоцистернах -