Автоцистерны

С давних времен у людей возникала потребность хранить и перевозить жидкости. В первую очередь — воду, затем — вино, молоко и другие текучие продукты. Для их размещения пользовались специально сработанными ёмкостями — бочками. Когда появились автомобили, их двигателям потребовался жидкий продукт переработки нефти — бензин. И его нужно было доставлять к потребителям. И одновременно с самосвалами и фургонами начинают распространяться цистерны на шасси автомобиля.

Поскольку автомобилизация распространялась взрывными темпами, среди автоцистерн главными стали те, что предназначены для жидкого автомобильного топлива. Но постепенно становилось понятным, что в автоцистернах можно перевозить не только бензин или керосин, но и другие жидкости — например, молоко, питьевую воду. В дальнейшем эволюция автоцистерн продолжалась. В 30-х годах прошлого века появляются автоцистерны для перевозки сжиженных газов, строительных растворов, и, конечно же, ассенизационные. А потому представляется логичным начать с истории автоцистерн, предназначенных для…

Проще говоря, со всего того, что в просторечии именуют «бензовозами».

автоцистерна

Цистерны для жидкого топлива

Они появились с самого начала распространения автомобиля.

В царской России широко использовались бензоцистерны, смонтированные на американских грузовиках «Уайт». В 20-х бензоцистерны устанавливали на импортные, в основном немецкие, шасси — «Мерседес», «Бюссинг» и другие.

Но постепенно цистерны перебираются на отечественные шасси: АМО-3, ГАЗ-АА и Я-3. Первым советским промышленным производителем автоцистерн для жидкого топлива стал Ленинградский завод «Промет». Его цистерны монтировались на шасси ЗИС-5, имели емкость 3000 л и могли использоваться как для транспортировки бензина к потребителям, так и керосина для продажи населению.

Газифицированы были только крупные города, а большая часть населения пользовалась для приготовления пищи керосинками, отошедшими в историю лишь к 70-м. Да и «лампочка Ильича» имелась не везде, поэтому классическая керосиновая лампа была незаменима в темное время суток. Продажа керосина велась прямо из цистерны, его наливали в емкости и бидоны покупателей.

Первая отечественная серийная автоцистерна состояла из железного резервуара с грязевиком, установленным на раме из продольных и поперечных брусьев, прикрепленных к раме автомобиля хомутами и связанной с шасси железными стяжками. Для работы цистерна имела специальную арматуру, состоящую из наливной горловины, снабженной предохранителем от взрыва паров бензина или керосина; фильтром-сеткой для очистки топлива, центрального вентиля; спускного трубопровода, также снабженного предохранительным клапаном. Кроме того, цистерна завода «Промет» снабжалась двумя запорными вентилями для спуска содержимого самотеком с резьбовыми переходами для навертывания удлинительных рукавов и поплавковым указателем для определения степени наполненности цистерны.

Большинство цистерн «Промет» поставлялись потребителям с механическими насосами с приводом от двигателя автомобиля через специальный редуктор с карданным валом, соединявшим его с коробкой передач. Насос монтировался на специальной раме, прикрепленной к основной раме автомобиля. Однако на случай поломки двигателя или насоса цистерны по желанию заказчиков имели еще и ручной насос «Гард».

В обязательное оборудование ленинградских бензоцистерн входили дополнительные приемные и раздаточные рукава, закрепленные скобами и замками на цистерне. Цистерны имели также противопожарные устройства и огнетушители, размещенные в легкодоступных местах, глушитель автомобиля переносили вперед и устанавливали под радиатором. Для гашения гидравлических ударов при движении неполной цистерны у нее внутри имелось несколько не доходящих до дна перегородок.

По специальным заказам цистерны «Промет» могли иметь два отделения — для горючего большее, для масла меньшее.

Для одновременной перевозки вместе с бензином смазочных материалов по обе стороны цистерны имелись специальные полки под 12 бидонов или канистр для масла и двух бидонов для смазки — тавота, солидола и т.д.