ТЕХНИКС - перевозка автоцистернами > Новости компании > История.Масло- и водомаслозаправщики

История.Масло- и водомаслозаправщики

Поделись интересным!

Окончание. Начало про историю автоцистерн — часть 1  , часть 2 и часть 3.

Для нормальной работы двигателя внутреннего сгорания одного топлива недостаточно, требуются охлаждение и смазка. Поэтому вместе с бензозаправщиками в полевых условиях всегда трудились автомобили масло- и водозаправщики, а порой и целые заправочные агрегаты.

У нас они стали появляться сразу после войны, когда всем стало ясно: транспортировка моторного масла в канистрах не самый экономически выгодный способ.Первым автомобилем-маслозаправщиком, выпущенным в 1949 г. Могилевским заводом ПТО, стал агрегат МЗ-51М на шасси ГАЗ-51, который предназначался для транспортировки и нагрева масла, а также заправки машин профильтрованным маслом.

автозаправщик

Автомобиль-маслозаправщик МЗ-51М на шасси ГАЗ-51А, выпускавшийся с 1956 по 1975 г. Могилевским заводом ПТО

    • Агрегат имел сварной котёл, внутри которого были приварены три пояса из углового железа для придания жесткости.
    • К переднему и заднему днищам котла был приварен кожух воздушной рубашки, внутри которого размещалась жаровая труба.
    • Масляная емкость котла образуется как пространство между внутренней поверхностью котла и наружной поверхностью воздушной рубашки.
    • Воздушная прослойка между жаровой трубой и воздушной рубашкой предохраняла стенки масляной емкости котла от непосредственного соприкосновения с пламенем, чем предотвращалось пригорание масла к стенкам котла.
    • Внутри жаровой трубы, снабженной в передней части конусообразным отражателем газов, установлен двухпоточный конусный змеевик, по которому циркулирует масло в течение всего времени нагрева.
    • Масло нагревалось керосиновой форсункой, установленной на фронтальной плите, соединенной с жаровой трубой.
    • Масло по змеевику прокачивал ротационно-зубчатый насос со встроенным дифференциальным предохранительно-перепускным клапаном.
    • Тяга в топке котла создавалась эжектором, размещавшимся в нижней части дымовой трубы, служившей для вывода горячих газов наружу.

Благодаря термоизоляции наружной поверхности котла, состоящей из деревянных щитов, обшитых фанерой со шлаковатой, масло продолжительное время сохраняло тепло. Основные трубопроводы МЗ-51М изготавливали из стали. Они выходили в кабину управления в задней части маслозаправщика, где также располагались распределительный щиток топливо-бензо-воздухосистемы и щиток с контрольно-измерительными приборами.

топливозаправщик

Водомаслозаправщик ВМЗ-40 на шасси ЗИС-5В 1941 год

Кроме топливо-, масло- и водозаправщиков советская промышленность строила и универсальные заправочные агрегаты на автомобильных шасси, которые позволяли перевозить все виды ГСМ и заправлять ими тракторы, комбайны и другие машины на месте их работы, а также перекачивать жидкое топливо помимо собственной цистерны, смазывать машины консистентной смазкой и автолом, тушить пожары.

заправка топливом

Модернизированный маслозаправщик МЗ-51М двойного назначения на шасси ГАЗ-51А

К таким агрегатам относился МЗ-3904 ГОСНИТИ, выпускавшийся Красиловским машиностроительным заводом с 1958 по 1965 гг. на шасси автомобиля повышенной проходимости ГАЗ-63. Подобный агрегат мог использоваться для обслуживания и заправки всеми ГСМ 12–20 тракторов, работающих на удалении 20–40 кмот нефтебазы.Также следует упомянуть автомобили-водомаслозаправщики на шасси ЗИС-151 Харьковского завода транспортного машиностроения МЗ-151 и ВМЗ-ЗИС-151, выпускавшиеся с 1956 по 1960 г. и успешно применявшиеся в войсковых соединениях.

THE BEST об автоцистернах -