ТЕХНИКС - перевозка автоцистернами > Новости компании > Автоцистерны (история создания). Часть 3.

Автоцистерны (история создания). Часть 3.

Поделись интересным!

Продолжение. Начало про историю автоцистерн — часть 1  и часть 2

Автотопливозаправщики

Развитие авиации в середине 30-х годов прошлого столетия потребовало создания специального вида автоцистерн, способных перекачивать содержимое в топливные баки самолетов, для чего требовалось специальное оборудование. Первый советский автомобиль, предназначавшийся для заправки наземной и авиационной техники в полевых условиях, был создан в 1935 г. на базе трехосного ЗИС-6, поэтому ему присвоили индекс «БЗ-35».

Топливозаправщик

Топливозаправщик ТЗ-200 на шасси МАЗ-200

Стальная автоцистерна имела эллиптическую форму, внутренняя поверхность которой была оцинкована для повышения коррозийной стойкости. Шестеренный насос типа СКБ приводился в действие от коробки отбора мощности, прикрепленной к демультипликатору. Его производительность составляла 400 л/мин. На задней стенке автоцистерны была смонтирована так называемая кабина управления — закрываемая дверцами ниша, в которой находились всасывающая и нагнетательная колонки, манометры всасывающей и нагнетательной магистралей, счетчик-литрометр, указатель уровня горючего. Здесь же были смонтированы рычаги сцепления, управления дроссельной заслонкой и включения муфты насоса. Машина «БЗ-35» комплектовалась одним приемным шлангом, двумя раздаточными и одним перекачивающим. В походном положении они укладывались в специальные ящики. Несмотря на прогрессивную для своего времени конструкцию и оборудование, крупносерийное производство бензозаправщика «БЗ-35» налажено не было, и такие машины применялись только на важных стратегических аэродромах.

топливозаправщик

Аэродромный топливозаправщик ТЗ-22. Наши дни.

С началом войны упрощенные бензозаправщики монтировались на шасси военных ЗИС-5В и некоторым образом решали проблемы обеспечения горючим танков и самолетов. После войны к проблеме механизированной заправки топливом в полевых условиях военной и гражданской техники подошли более основательно. Что привело к появлению современных топливозаправщиков ТЗМ-150, АТЗ-3-151 и мощного аэродромного топливозаправщика ТЗ-200.

Автомобиль-топливозаправщик ТЗМ-150 строился с 1950 г. Курганским заводом «Строймашина» в России и Прилукским заводом противопожарного оборудования на Украине. Он стал самым распространенным. Его главным назначением, помимо перевозки и кратковременного хранения жидкого топлива, была механизированная заправка профилированным топливом машин в полевых условиях.

В стандартное шасси ЗИС-150 для ТЗМ-150 вносились следующие изменения:

  • удлинялись на 320 мм задние концы продольных лонжеронов рамы,
  • выхлопная труба выводилась под подножку кабины водителя,
  • глушитель укреплялся при помощи кронштейнов к правому лонжерону рамы,
  • воздушный ресивер монтировался на удлиненных кронштейнах.

Стальная полуэллиптическая цистерна имела такую же конструкцию, как и обычные бензоцистерны на шасси ЗИС-150. ТЗМ-150 снабжался

топливозаправщик

Автомобиль топливозаправщик ТЗ-63 на шасси ГАЗ-63

типичным для бензозаправщиков того периода оборудованием: отстойник имел водоотделитель, а нагнетательный трубопровод — редукционный клапан для поддержания в системе давления, не превышающего 3,5 атмосфер, для предохранения шлангов и уплотнителей от преждевременного разрушения.

Оборудование, установленное на ТМЗ-150, позволяло наполнять цистерну топливом из посторонней емкости:

  • расположенной на поверхности земли,
  • заглубленной до 4,5 м, при помощи насоса,
  • вручную через заливную горловину;
  • производить циркуляцию (перемешивание) топлива в цистерне или посторонней емкости для приготовления горючих смесей,
  • заправлять технику профильтрованным топливом при помощи одного или одновременно двух раздаточных пистолетов из цистерны или из посторонней емкости,
  • выкачивать топливо из цистерны, минуя фильтр,
  • перекачивать топливо из одной емкости в другую, минуя и саму цистерну, и фильтр, причем топливозаправщик мог работать как передвижная насосная станция,
  • после окончания работы отсасывать и продувать топливо из раздаточных шлангов.
топливозаправщик

Авторазливочная станция АРС-12Д с боковыми баками

Автотопливозаправщик АТЗ-3-151, выпускавшийся с 1956 по 1970 гг. грозненским заводом «Красный Молот», предназначался исключительно для заправки сельскохозяйственной техники в условиях разработки целинных и залежных земель, поэтому выполнялся на шасси высокой проходимости. Он оборудовался калиброванной емкостью и снабжался четырьмя шлангами для перекачивания топлива. Корпус цистерны АТЗ-3-151 был сварным, внутри имелся волнорез, и размещалась всасывающая труба. Волнорез разделял цистерну на два сообщающихся отсека. Всасывающая труба была соединена с водоотделителем, установленным в отстойнике внизу цистерны.  Цистерна имела три опоры, к которым приваривались кронштейны, предназначенные для боковых ящиков. Топливозаправщик мог заправлять профильтрованным топливом одновременно до четырех тракторов или комбайнов как из своей, так и из посторонней цистерны.

 

toplivoz1

Топливозаправщик ТЗ-500

Автотопливозаправщик ТЗ-200, выпускавшийся с 1959 по 1965 гг. Тихорецким машиностроительным заводом «Красный Молот» на шасси автомобиля МАЗ-200, предназначался и в основном применялся для механизированной заправки топливом самолетов. Он имел цистерну емкостью в 7000 л, сваренную из листовой стали толщиной 3 мм с гофрированным днищем с отбортовкой толщиной 4 мм. Внутри цистерны устанавливались поперечные волнорезы, разделявшие цистерну на три сообщающихся отсека, продольные волнорезы, а также находилась заборная труба, предназначенная для выкачивания горючего из цистерны, соединенная с водоотделителем. Снаружи по бокам цистерны приваривались кронштейны для крепления трёх приемных шлангов, крюки для раздаточных шлангов и ушки для крепления лестницы-стремянки. Цистерна снабжалась пневматическим ограничителем наполнения, а управление всеми операциями осуществлялось из задней кабины, в которой размещались приемно-раздаточная аппаратура и щиток с контрольно-измерительными приборами.

( окончание следует)

 

THE BEST об автоцистернах -