ТЕХНИКС - перевозка автоцистернами > Новости компании > Автоцистерны (история создания). Часть 2.

Автоцистерны (история создания). Часть 2.

Поделись интересным!
автоцистерна

ГАЗ-АА. Топливная автоцистерна двойного назначения, для хранения, транспортировки раздачи самотёком светлых нефтепродуктов.

Продолжение. Начало про историю автоцистерн тут.

Великая Отечественная проблему снабжения самолетов, танков и другой военной техники высветила, что называется, «во весь рост». Началось срочное изготовление упрощенных автоцистерн для перевозки бензина и масла, снабжавшихся, в основном, ручными насосами и монтировавшихся на упрощенных шасси ГАЗ-ММ и ЗИС-5В.  Подобные цистерны изготавливались очень многими оборонными заводами и их конструкции могли отличаться очень сильно.

По ленд-лизу приходили бензовозы на шасси «Студебекеров», но их было очень мало, поэтому многие такие шасси получили цистерны, изготовленные на советских предприятиях. Они эксплуатировались до начала 60-х годов.

Несмотря на все усилия, производство автоцистерн для нефтепродуктов в годы первых пятилеток было незначительным, их вместимость в основном не превышала 3000 л, хотя эксплуатация и техобслуживание было несложным из-за отсутствия сложных насосных установок и автоматизированных систем контроля и управления сливными операциями. Рост производства грузовых и легковых автомобилей, а также возрастание объемов перевозок нефтепродуктов привели к созданию в 1946–1960 гг. нескольких десятков типов автоцистерн для нефтепродуктов на базе автомобилей средней и большой грузоподъемности, полуприцепах и прицепах.

Одновременно усложнялось оборудование автоцистерн. Бензоцистерна АЦ2-51 емкостью 2000 л на шасси ГАЗ-51 пошла в серийное производство в 1950 г. и предназначалась для перевозки и кратковременного хранения бензина, керосина, лигроина.

  • Корпус цистерны имел полуэллиптичекую форму и устанавливался на трех опорах.
  • Между опорами и лонжеронами рамы автомобиля прокладывались деревянные брусья, цистерна прикреплялась к опорам при помощи кронштейнов, притянутых к ним болтами.
  • В передней части цистерны имелся отстойник, а в задней — сливной трубопровод.
  • Внутри корпуса имелись волнорезы.
  • По бокам цистерны крепились металлические ящики для укладки шлангов и шанцевого инструмента, у задних торцов ящиков укреплялись стремянки, а на корпусе цистерны монтировались поручни.

Заполняли цистерну при помощи центробежного двухступенчатого насоса СЦЛ, а опорожнить ее можно было как при помощи насоса, так и самотеком. Цистерна имела фиксированную цену на протяжении всех лет выпуска до 1965 г. в 14 740 дореформенных рублей.

 

автоцистерна

Автоцистерна для транспортировки бензина на шасси ЗИС-5В 1941–1945 годов выпуска.

Автоцистерны АЦ2-51 в основном использовались в сельской местности для подвоза горючего на МТС.

Производство бензоцистерны увеличенной до 2600 л емкости на более тяжелом шасси Урал-355 началось в 1950 г. на Уральском механическом заводе, а с 1956 г. цистерны АЦМ-2,6-355М начал производить так же и Еманжелинский Механический завод.

  • Корпус цистерны состоял из трех обечаек, образующих ее стенки, и двух днищ.
  • Обечайки выполнялись из стальных листов толщиной 3 мм, а днище — из листов толщиной 4 мм.
  • Внутри корпуса цистерны имелись два кольца жесткости, к которым приваривались стальные пластины, выполнявшие функции поперечных волнорезов, вдоль корпуса цистерны также предусматривались три продольных волнореза.

Оборудование, установленное на цистерне, включало в себя:

  • вертикальную цилиндрическую заливную горловину,
  • указатель уровня налива,
  • смотровое окно,
  • воздухоотводящее устройство, недопускавшее образования воздушных мешков при заполнении цистерны.

Цистерна заполнялась жидким топливом через горловину средствами заправочной станции, а сливались самотеком, через сливной шланг. Также горючее могло перекачиваться в посторонние емкости при помощи механического центробежного насоса СЦЛ, установленного на автоцистерне. Оптовая отпускная цена АЦМ-2,6-355М составляла 21 050 руб.

автоцистерна

Автоцистерна для транспортировки бензина на шасси ЗИС-5 1946–1949 годы выпуска.

Автоцистерны АЦМ-3,8-150 и АЦ-4-150 Красиловского и Грабовского заводов были самыми массовыми и самыми распространенными бензовозами с 1950 по 1970 гг. Эти машины снабжали горючим больше половины автомобильного парка страны и отличались неприхотливостью и простотой эксплуатации. Преимущества:

  1. Обе цистерны калиброванные, типа 799.
  2. Их корпуса состоят из обечаек, сделанных из стального листа толщиной 3 мм, и двух днищ толщиной 4 мм; корпус опирается на три поперечных опоры, закрепленных на лонжеронах рамы.
  3. Между лонжеронами и опорами проложены деревянные брусья.
  4. Внутри цистерн имеются поперечные и продольные волнорезы.
  5. Автоцистерны изготавливались в двух модификациях: с ручным насосом и без насоса.
  6. Насос монтировали на цистерне с левой стороны автомобиля.

Автоцистерны могли, кроме перевозки топлива, еще и выполнять:

  • заполнение цистерны до объема, установленного при калибровке, через заливную горловину;
  • слив жидкого топлива самотеком через сливной шланг в подземную емкость или наземные резервуары;
  • перекачивание топлива через сливной шланг при помощи бензоперекачивающих средств заправочной станции или бензозаправщика, а также из одной посторонней емкости в другую, минуя собственную емкость, при помощи ручного насоса; раздачу топлива в цистерны и посторонние емкости, через раздаточный шланг при помощи ручного насоса.
автоцистерна

8000-литровые цистерны на шасси ЯГ-10 производства завода «Промет» (Ленинград) стали самыми большими автоцистернами в довоенном СССР.

Автоцистерна  АЦМ-4-151 выпускалась с 1957 г. и первоначально монтировалась на шасси автомобиля повышенной проходимости ЗИС-151, затем ЗИЛ-157. Цистерна в основном предназначалась для механизированной заправки машин профильтрованным топливом в полевых условиях и заправки с замером выдаваемого топлива, а также для перемешивания горючего в своей цистерне для приготовления топливных смесей.

  1. Корпус АЦМ-4-151 изготавливался из стали, внутри цистерны имелись три продольных и два поперечных волнореза.
  2. К нижней части цистерны приваривались восемь опор с кронштейнами, которыми цистерна крепилась к раме автомобиля.
  3. Снаружи вдоль цистерны устанавливались поручни для удобства входа на боковые площадки при ее обслуживании.
  4. По сравнению с базовым шасси ЗИС-151 у шасси под автоцистерны АЦМ-4-151 изменено расположение и крепление запасного колеса, а также топливного бака и ресиверов пневмосистемы.
  5. Глушитель выведен вперед и закреплен под передним бампером.

Тяжелая автоцистерна АЦ-8-200 емкостью 8000 л также предназначалась для перевозки и кратковременного хранения жидкого топлива. Она имела конструкцию, подобную цистернам на шасси ЗИС-150 и ЗИС-151. Но снаружи к цистерне приваривались скобы для крепления лестниц-стремянок, позволявших добираться до заливной горловины, через которую цистерна заполнялась топливом перекачивающими средствами нефтебаз и нефтехранилищ. Топливо из цистерны сливалось самотеком через сливной трубопровод.

автоцистерна

Автоцистерна АЦМ-3,8-164А упрощенной конструкции на шасси ЗИЛ-164А для транспортировки нефтепродуктов, выпускавшаяся с 1963 по 1966 год Квасиловским машиностроительным заводом.

В 60–70 годы производство автоцистерн в стране намного увеличилось, они стали устанавливаться на новые автомобильные шасси — ГАЗ-52, ГАЗ-53, ЗИЛ-130, ЗИЛ-131, МАЗ-500, что позволило намного улучшить их эксплуатационные показатели, но первые советские машины для транспортировки нефтепродуктов положили начало этому виду специализированных автомобилей. ( продолжение следует)

THE BEST об автоцистернах -